Ситуация первая: на проселочной дороге, вдали от
пикета или КПП, вас останавливает полосатым жезлом гаишник (сотрудник
милиции), рядом служебный автомобиль.
Согласно закону: в соответствии с п. 2.4 Правил дорожного движения вы обязаны остановиться.
Оптимальные
действия: останавливаетесь, но из автомобиля не выходите. Двери
блокируете и просите проверяющего показать удостоверение. Запишите все
его данные (ФИО, должность, номер удостоверения и жетона). Если вдруг
дело дойдет до прокуратуры, вам не придется вспоминать, кто вас
останавливал. Конфликт не обостряйте.
Ситуация вторая: вы знаете, что ничего не нарушали, но гаишник пытается "докопаться" по мелочам.
Согласно
закону: п. 5.5 Постановления КМУ от 14 апреля 1997 г. № 341 "О
Положении о Государственной автомобильной инспекции Министерства
внутренних дел" запрещает останавливать автотранспорт, если водитель
ничего не нарушил и не использует машину в противоправных целях.
Оптимальные
действия: сразу спросите проверяющего: "А что я нарушил?" Если вас
остановили, чтобы "подзаработать", вам ответят, что вы, например, не
были пристегнуты ремнем безопасности. Говорите, что отстегнулись, пока
гаишник шел к вашему автомобилю. Вы правы, а тормознувший вас инспектор
- нарушитель постановления (см. выше).
Ситуация третья:
глухой ночью вдали от населенных пунктов вас пытается остановить
гаишник или милиционер. Гаишник в форме, но вся обстановка кажется вам
весьма подозрительной...
Согласно закону: в соответствии с п.
2.4 Приказа МВД Украины № 482 от 30 июня 1998 г. "О мероприятиях по
улучшению надзора за дорожным движением и взаимоотношений милиции с
владельцами транспортных средств" одиночным нарядам и нарядам на
автомобилях без специальной окраски запрещено останавливать автомобили
для проверки в темное время суток на неосвещенных участках дорог и
улиц. Закон разрешает тормозить вас в глуши и темноте только во время
проведения специальных операций.
Оптимальные действия: закон тут
вам не советчик, он не может предусмотреть все неординарные ситуации.
Разумнее не останавливаться, если есть подозрения, что дело не чисто.
Ведь у вас в салоне жена и дети. Если дорога вам знакома, автомобиль в
порядке, лучше гнать без оглядки. Однако вы обязательно должны
остановиться на первом же посту. Иначе в вас могут начать стрелять,
если проверка на проселке была все же законной.
Ситуация четвертая: вас останавливает сотрудник милиции в форме, но без полосатого жезла.
Согласно закону: по Приказу МВД Украины №482 от 30 июня 1998 г. требование об остановке должно подаваться жезлом.
Оптимальные
действия: вы можете спокойно проезжать мимо. Если милиционер вам машет
рукой, то есть большие подозрения, что это жулик. Или же милиционер
хочет, чтобы его подвезли, а подвозить вы не обязаны.
Ситуация пятая: Останавливает человек с жезлом, но в гражданской одежде. Рядом стоит милицейский автомобиль.
Согласно
закону: в соответствии с п. 2.4 Правил дорожного движения водитель
должен останавливаться и предъявлять документы по требованию работника
милиции, но не гражданских лиц.
Оптимальные действия: нет формы
- скорее всего, это практикант. У него и удостоверения заведомо нет. Вы
можете не останавливаться. Стоящая рядом милицейская машина - не
аргумент для остановки.
Ситуация шестая: на
дороге сотрудники ГАИ пытаются проверить техническое состояние вашего
авто. Например, замерить содержание в выхлопе автомобиля СО и СН.
Согласно
закону: в подпункте "б" п. 2.4 Правил дорожного движения сказано, что
водитель должен дать возможность сотруднику милиции проверить
техническое состояние, номера агрегатов и комплектность автомобиля.
Оптимальные
действия: одно дело, если вас проверяют действительно гаишники. И
совсем другое - если тот же выхлоп хочет замерить посреди дороги
непонятно кто. Одно время в Украине расплодилось множество "левых"
фирм, чьи работники в камуфляже и с самодельными жезлами тормозили
машины "для проверки уровня СО и СН". Если нарветесь на такую
псевдопроверку, вежливо объясните ее незаконность и потребуйте
предъявить удостоверения и т. д. Как правило, после этого жертву
отпускают.
Ситуация седьмая: вас остановили
на КПП и сообщили, что 10 мин. назад вы проигнорировали требование
сотрудника ГАИ об остановке. То есть бежали с места "преступления".
Согласно
закону: инспектор может составить протокол только за то нарушение,
которое видел лично. В Приказе МВД Украины от 30 июня 1998 г. №482
говорится, что возможность водителя видеть и правильно понимать
требование работника милиции об остановке выясняется в конкретной
дорожной ситуации, которая сложилась на месте и во время остановки
транспортного средства.
Оптимальные действия: скажите, что
подадите на инспектора в суд. Сам он не был очевидцем нарушения, а
составлять по нему протокол - это подлог.
Ситуация восьмая:
при составлении протокола инспектор не вписывает пассажиров как
свидетелей, аргументируя свои действия заученной фразой: "Пассажиры -
не свидетели, а заинтересованные лица".
Согласно закону: по всем
действующим кодексам Украины свидетелем является каждый человек,
которому что-либо известно по данному делу. А степень достоверности
показаний пусть определяет суд.
Оптимальные действия: если
свидетели не были вписаны в протокол - впишите их самостоятельно. В
протоколе для этого есть специальная графа - "По сути нарушения
объясняю". И только после этого подписывайте протокол.
Ситуация девятая: сотрудники милиции начинают обыскивать автомобиль.
Согласно
закону: обыск должен проводиться при двух понятых (ими не могут быть ни
ваши пассажиры, ни сотрудники милиции) и обязательно с оформлением
протокола обыска.
Оптимальные действия: обычно после того как вы
потребуете соблюдения законности, напомните о понятых и т. д.,
сотрудники милиции теряют к вам интерес.
Немаловажный
вопрос - как отличить инспектора ДПС от сотрудника иной
правоохранительной или силовой структуры? Согласно правилам, сотрудники
ДПС (служба входит в структуру ГАИ МВД Украины) должны быть одеты в
темно-синюю форму и фуражки цилиндрической формы. В темное время суток
- в жилеты с желтыми светоотражающими полосами и надписью "ДПС".
Кроме
того, прежние значки на куртке (введенные не так уж и давно) отменяют.
Вместо них на грудь дорожного инспектора повесят с одной стороны
пятиконечную звезду, а с другой - металлическую табличку. На звезде
будет название региона, а на табличке - фамилия, имя и отчество
гаишника. В некоторых областях Украины, кстати, такая форма уже
появилась.