На начальной
стадии практически любая неисправность проявляет себя именно звуком,
как бы предупреждая водителя о грядущем ремонте. Более всего нужно
прислушиваться к работе подвески, рулевого управления, трансмиссии и
двигателя.
Что стучит в подвеске?
Посторонние стуки в подвеске автомобиля могут издавать рычаги
подвески, шаровые опоры, детали стабилизаторов, амортизационные стойки
или их детали, пружины или рессоры.
Рычаги
Глухие стуки и скрипы в районе крепления рычагов подвески при
движении по любым, даже небольшим неровностям, на небольшой скорости,
скорее всего, говорят об износе сайлентблоков рычагов. Износ
сайлентблоков проявляется не только стуком и колебаниями рулевого
колеса, но и ухудшением курсовой устойчивости автомобиля – изменение
прямолинейного движения на высокой скорости.
Износ втулок или стоек стабилизаторов также проявляется глухими
стуками при проезде неровностей. Дефекты в рычагах подвески могут
привести к уводу автомобиля в сторону из-за уменьшения упругости
пружин. При этом в подвеске не возникает никаких дополнительных стуков,
а проявляются они, когда автомобиль оседает на правую или левую сторону. Шаровые
В передней подвеске автомобиля могут
стучать шаровые опоры. Обычно стук шаровых проявляется при переезде
через трамвайные пути, "лежачих полицейских", на череде выбоин, а на
небольших выбоинах и неровностях они не стучат. Шум и стук справа или
слева из-под переднего колеса укажут, в какой именно опоре появились
неисправности. Шаровые опоры предназначены для поворота управляемых
колес и должны воспринимать нагрузку от неровного дорожного полотна.
При очень сильном износе шаровые опоры может вырвать и тогда автомобиль
останется без управления. Причиной стуков шаровых опор является износ
этих самых опор и устраняется немедленной заменой изношенных деталей в
сборе.
Амортизаторы
Амортизаторы тоже стучат при сильном износе. Чаще всего они теряют
работоспособность из-за недостаточного количества жидкости или газа в
них (внешняя поверхность амортизатора в масле), а также загрязнения
каналов, поломки и чрезмерного износа клапанов, поршня, штоков и пружин
сальников. Неисправность амортизаторов может проявиться на неровной
дороге, когда автомобиль бросает из стороны в сторону и после этого
долго раскачивает после каждого толчка. В амортизационной стойке типа
"МакФерсон" (большинство легковых автомобилей) стуки могут быть
причиной износа резино-металлических верхних чашек крепления к кузову,
а в передних стойках могут щелкать изношенные опорные подшипники.
Осмотр подвески автомобиля рекомендуется проводить как минимум два раза
в год.
Слушаем рулевое управление
Из-за износа деталей рулевого привода или
ослабления затяжки гаек крепления наконечников или шаровых пальцев
поворотных рычагов появляются большие зазоры, которые отрицательно
влияют на работу рулевого управления. О появлении больших зазоров в
рулевом приводе и механизме можно судить по стукам передней подвески во
время движения, возникновению колебаний передних колес, отражающемуся
на рулевом колесе, и затрудненному управлению автомобилем.
НаконечникиПальцы рулевых тяг, а также шестерни рулевого механизма – реечного и
червячного – на выбоинах, переезжаемых в прямом направлении, не стучат;
они проявляют себя только тогда, когда колеса вывернуты. И тем больше
стучат, чем больше они вывернуты. Люфт рулевого наконечника заметен на
глаз – при покачивании рулем из стороны в сторону. Стуки и вибрация
рулевого колеса возможны при увеличенных зазорах или неисправностях
шлицевых и крестовидных соединениях рулевой колонки.
Подшипники
Износ подшипников передних колес приводит к образованию больших
зазоров, что значительно ухудшает стабилизацию управляемых колес и
заметно затрудняет управление автомобилем. При больших зазорах в
подшипниках появляются характерные стуки, виляние и подпрыгивание
колес, что может привести к нарушению их сцепления с поверхностью
дороги.
ШРУСы
Если на переднеприводном автомобиле при повороте или резком разгоне
появляется хруст, то, скорее всего, неисправен шарнир равных угловых
скоростей (граната). Вибрация и скрежет при торможении – довольно
частый дефект, который вызван короблением тормозных дисков.
|