Тюнинг бывает разный. В основном
под этим термином автолюбители понимают внешние усовершенствования
автомобиля, установку обвесов, спойлеров, улучшение аэродинамики;
улучшение характеристик подвески, тормозов как путем установки нового
оборудования, так и доработкой старого; улучшение характеристик
двигателя.
Одним из вариантов доработки
характеристик мотора или коробки передач и является чип-тюнинг –
специальное перепрограммирование электронного блока управления (ECU –
Engine Control Unit). Свое название этот вид тюнинга получил по той
причине, что в каждом блоке управления существует микросхема памяти -
чип, формирующий сигналы управления для системы подачи топлива,
зажигания и турбонаддува по определенному алгоритму. Алгоритм учитывает
сигналы, получаемые от многочисленных датчиков, определяет оптимальные
для получаемых значений параметры работы и управляет работой
подконтрольных устройств в соответствии с программой.
По своей сути, чип-тюнинг – это как
раз замена числовых характеристик такой программы, установленной на
автомобиль на заводе на модифицированную. Новая программа в зависимости
от ее настроек позволяет увеличить мощность двигателя на 5-10% (для
надувных силовых агрегатов – до 20%), сделать его экономичнее; улучшить
запуск мотора в холодное время года и в мороз; добавить спортивной
динамики в движении, увеличить крутящий момент на малых и средних
оборотах, и, соответственно, улучшить «приемистость» при оборотах от
2000 до 3000.
В основном во всех версиях
тюнинговых прошивок ECU изменяется режим холодного пуска,
модернизируется режим хода, вносятся изменения в скоростные
характеристики автомобиля и меняются максимально допустимые обороты
двигателя. Тюнеры также изменяют установку угла опережения зажигания с
целью оптимизации работы мотора, корректируют время впрыска и
регулируют работу систем токсичности выхлопных газов.
Чип-тюнинг начинается с первичной
диагностики всех систем двигателя, чтобы имеющиеся неисправности не
испортили конечный результат, а также специалисты определяют, возможно
ли на Вашем авто изменение параметров ECU. Если нареканий нет, блок
управления снимается с автомобиля и с него считывается ПО (программное
обеспечение). Как правило, программа управления современным автомобилем
имеет более 100 различных калибровок (одно-, двух-, и трехмерные
таблицы со значениями параметров, необходимых для расчета оптимальных
характеристик работы силового агрегата), и только малую часть (10-20)
из них можно менять для улучшения характеристик тяги и мощности. Для
различных режимов работы двигателя в соответствующих ячейках таблиц
устанавливаются новые значения, большие, чем в заводской программе.
Заметим, что эти таблицы очень индивидуальны и при переносе значений на
другой блок управления двигатель скорее всего просто не заведется.
Благодаря грамотно проведенному
чип-тюнингу водителю становится гораздо легче совершать ускорение при
обгоне на трассе, улучшаются скоростные и тяговые характеристики авто,
увеличивается интенсивность разгона (подхват двигателя происходит на
более низких, нежели обычно, оборотах) и вообще машина становится более
послушной.
Еще одно преимущество чип-тюнинга –
его доступность, низкая стоимость и гораздо более короткие сроки по
сравнению с работой по классическому форсированию двигателя. Обычно
стоимость чип-тюнинга двигателя находится в интервале от 300 до 600
долларов. При таком виде тюнинга, в отличие от «железного» форсирования
двигателя при увеличившейся мощности, не увеличивается износ деталей
мотора – поскольку конструкция двигателя в этом варианте не меняется, а
лишь оптимизируется нагрузка на двигатель в разных режимах и улучшается
эффективность системы зажигания и впрыска топлива. Чип-тюнинг позволяет
в случае необходимости безболезненно вернуться к заводским настройкам,
что весьма проблематично при комплексном форсировании.
Стоит отметить, что при
использовании чип-тюнинга, даже в том случае, если использовались
специальные лицензионные программы, перестает действовать гарантия
завода-изготовителя на двигатель. Подвергнуть перепрошивке ECU можно не
все двигатели, в частности, не подходят для этого вида работы
моноинжекторы и некоторые моторы с системой впрыска KE-Jetronic.
|